Умиротворение агрессора: Элладская (греческая) церковь признала ПЦУ

Атака на православие / За рубежом / Лучшие материалы,   29.10.2019,   886 просмотров

Митрополит Димитриадский Игнатий
Митрополит Игнатий опасается, что Варфоломей вторгнется на его каноническую территорию, и потому предпочитает играть по навязанным им правилам

Второй после Константинопольской православной церковью, которая признала Православную церковь Украины, стала Элладская. Надо, правда, отметить, что сама ПЦУ об этом молчит. И для этого есть причины – уж очень странные аргументы выдвигает руководство греческой церкви в лице митрополита Димитриадского Игнатия

Ты виноват уж тем...

Помимо вопросов чисто канонических, греческий митрополит выдвигает аргументы политического и церковно-политического свойства. В частности, он говорит, что «после вторжения в Крым все рухнуло. Теперь никто не верит, что Русская Церковь когда-либо сможет дать решение украинскому народу. Оттуда решение никогда не придёт».

Учёный грек, видимо, не в курсе, что за присоединением Крыма к России не последовало присоединение крымских православных общин к РПЦ. Территория Крыма остаётся территорией УПЦ, и крымскими общинами управляет Блаженнейший митрополит Онуфрий. Общин РПЦ в Крыму нет.

Кстати говоря, для сторонников восстановления территориальной целостности Украины это мог бы быть существенный аргумент, но они, увы, предпочитают считать УПЦ не национальной церковью и бездарно терять возможности для диалога с населением, так они считают, оккупированных Крыма и Донбасса, которые открываются через церковные каналы.

В общем, греческий митрополит подменяет тему разговора. В чисто церковном отношении пример Крыма показывает, что РПЦ как раз может дать решение украинскому народу. Просто сам народ не очень-то жаждет этого решения, ведь отказ УПЦ от автокефалии в первые годы независимости и первый раскол (с выделением УПЦ КП) был следствием позиции именно большинства украинских верующих.

Кто главнее - РПЦ или Константинополь?

Второй любопытный момент — митрополит недоволен тем, что РПЦ настаивает на предоставлении автокефалии соборно, т.е. всеми патриархами. Фанар (т.е. Вселенский патриархат, возглавляемый патриархом Варфоломеем – прим. «М») же считает, что достаточно подписи только одного Вселенского патриарха. 

Тут вообще два вопроса. Во-первых, это вопрос собственно автокефалии. Исторически так сложилось, что автокефалию из всех православных церквей предоставляли только две церкви — Константинопольская и Русская. Причем если РПЦ всегда признавала право Константинополя на предоставление автокефалии отделившимся от неё церквям, то Константинополь — нет. Поэтому некоторые восточноевропейские церкви имеют по два томоса — от Москвы и Фанара. Это, безусловно, безобразие, и предложение Московского патриарха как раз касается унормирования создания новых церквей.

Во-вторых, тут возникает всё тот же вопрос о пресловутом первенстве Вселенского патриарха. На Фанаре его предпочитают рассматривать как восточного Папу, а остальные церкви — как первого среди равных. Вопрос этот дискуссионный, и выдвигать его в качестве аргумента неприлично — как в логике доказывать одно неизвестное через другое неизвестное же.

Игнатий боится Варфоломея

Ну и, наконец, коронный номер нашей программы. Митрополит Игнатий заявил: 

Мы никогда не должны вступать в конфликт с Вселенским патриархатом по украинскому вопросу, потому что это приведет к нашему разделению и нашим дальнейшим проблемам в отношениях со Вселенским патриархатом.

Что это за проблемы, спросите вы? А это проблема т.н. новых земель — православных епархий на территориях, которые вошли в состав Греции после создания Элладской церкви в 1850 году. Это территории Эпира, Македонии, Фракии и островов в северной части Эгейского моря. Они в своё время автоматически перешли в состав Элладской церкви, хотя Константинополь от них не отказывался, но и не возмущался особенно. Таким же образом перешли в состав РПЦ православные Украины в XVIII веке.

В общем, ларчик открывается просто — в Элладской церкви боятся, что Константинополь поступит с Грецией как с Эстонией и Украиной и создаст там параллельную церковную структуру. Что в таком случае надо делать? Правильно — умиротворить агрессора.

Василий СТОЯКИН

Об авторе: Директор Киевского центра политического маркетинга
Участвовал в качестве политический технолога практически во всех крупных избирательных кампаниях на Украине с 1994 года, на должностях от консультатна до начальника штаба.
В политическом анализе использует нестандартный феноменологический метод и политического парадокса.

0 комментариев

Ваше имя: *

Подписаться на комментарии