Засуха для Крыма уже второй год подряд становится неприглядной реальностью, к которой жителям полуострова приходится привыкать.
Засуха для Крыма уже второй год подряд становится неприглядной реальностью, к которой жителям полуострова приходится привыкать. Несмотря на бурение огромного количества новых скважин, строительство новых водозаборов и каналов, воды больше не становится. Скважины пустеют, а от переброски объёмов воды из одного района в другой общая ситуация не меняется.
Засушливый полуостров
Сильные засухи периодически возникали в Крыму даже в период действия Северо-Крымского канала (СКК). За последние полвека безводные периоды случались в 1975, 1984, 1991, 1994, 2008, 2011, 2012 годах. Однако пока что засуха 2020 года (или шире – 2019-2020 годов) превосходит все ожидания не только крымских чиновников и эксплуатирующих организаций, но и учёных-гидрологов.
Ещё в июне специалисты предприятия «Вода Крыма» предполагали, что запасов воды в водохранилищах хватит до начала осенне-зимних осадков. Ведь в мае и июне на севере Крыма выпало колоссальное количество дождей, затопивших некоторые населённые пункты, в том числе частично – Красноперекопск и Джанкой. Но, парадоксально, что в горах, сток с которых в основном и определяет наполняемость водохранилищ, ничего не выпало.
Начало осени на полуострове также ожидается засушливым и теплым. Синоптики прогнозируют в сентябре 10 миллиметров осадков вместо обычных 42.
Уникальная ситуация, которая в конечном итоге привела к ограничениям подачи воды для населения в конце августа. С 24 августа Симферополь, Симферопольский и Бахчисарайский районы начали переходить на почасовой график подачи воды и подвоз воды населению. При этом предприятия, в том числе общественного питания, будут обеспечиваться водой по остаточному принципу.
Специалисты успокаивают: история свидетельствует, что засушливые годы сменяются годами с достаточным количеством осадков, а значит и нынешняя засуха когда-нибудь да закончится. Но уже сейчас ясно, что без поэтапного внедрения принципов экономии воды не только в технологический процесс, но и в сознание людей полуостров не сможет полноценно жить уже в недалеком будущем. А сейчас, например, в Крыму есть колоссальные потери воды в водопроводных сетях, которые изношены на 80%.
Внутренние резервы
Внутренние резервы Крыма по обеспечению водой ограничены. Это сбор дождевой и использование грунтовой воды. Они активно эксплуатируются. Например, по данным специалистов, только в сентябре 2016 года в Крыму построили три водозабора и пробурили 36 скважин, чтобы подавать в сутки около 195 тысяч кубометров воды – и это обеспечивало около 400 тысяч населения в Восточном Крыму.
Но оно имело и обратный эффект. В результате интенсивного использования подземных водных горизонтов, которые тоже не безграничны, произошло понижение уровня грунтовых вод. Это та самая уходящая из скважин вода, о которой в самых разных районах Крыма говорят местные жители с начала апреля.
Такое уже было в советские время. Из-за бурения большого числа скважин и их интенсивного использования из-под земли пошла соленая вода. Большая часть скважин после этого была затампонирована.
Сейчас ученые-гидрологи Крыма разработали проект по наполнению водой подземных горизонтов. Специалисты предлагают пускать минимум воды по поверхности крымских рек, а большую её часть перенаправлять в подрусловый сток, то есть постоянно пополнять запасы подземных вод. Предположительно это даст 130 миллионов кубометров пресной воды в год. Но даже такое подспорье – не принципиальное решение проблемы.
Внешние источники
Следует признать, что без внешних источников воды, с материка, водная проблема полуострова не решится. Один из возможных внешних путей водоснабжения – это переброска в Крым воды из реки Кубань. Но уже сегодня вода из этой реки расходуется более чем на 20% больше норматива, и такой вариант решения проблемы может негативно сказаться на Краснодарском крае и соседних областях. Не говоря уже о технической сложности переброски пресной воды через море.
Второй путь – самый естественный. Это возобновление работы Северо-Крымского канала, который обеспечивал до 85% потребностей Крыма в пресной воде. Водозабор осуществлялся в Каховском водохранилище на Днепре.
Перекрытие СКК украинскими властями, конечно же, основная причина дефицита воды на полуострове. Наливные водохранилища не наполняются и воды для орошения нет, за исключением Восточного Крыма и Керченского полуострова, где недостаток воды компенсируется за счет вод поверхностного стока Белогорского района и артезианских скважин. В других местах из-за осушения канала Крым практически полностью отказался от орошаемого земледелия. Испытывает дефицит воды и промышленность. А теперь – и население.
Обсуждение в украинском публичном пространстве даже намёков на возможность запуска воды по каналу вызывает истерическую реакцию противодействия со стороны националистов, грантоедов и их кураторов от США. Под их давлением, например, премьер-министр Денис Шмыгаль заявил этим летом, что вопрос возобновления подачи днепровской воды в Крым не стоит на повестке дня для властей страны.
Тем не менее, возможность оживления СКК не нулевая. Недавно первый президент Украины, глава делегации в Трехсторонней контактной группе по урегулированию в Донбассе Леонид Кравчук заявил, что подачу воды в Крым может быть возобновлена в случае гуманитарной катастрофы на полуостров.
«В Крыму живут украинцы, и если вдруг какая - то гуманитарная катастрофа случится, которая связана с водой, то людям можем дать воду»,
- сказал Кравчук в интервью украинским СМИ. Он добавил, что в любом случае Киев будет поставлять воду только жителям Крыма, но не даст её промышленным предприятиям и военным базам на полуострове.
В СМИ обсуждалось, что для снятия с себя ответственности власти Украины намеревались приватизировать Северо-Крымский канал. Предприятие было выведено из списка стратегических объектов, не подлежащих приватизации.
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль также говорил, что поставки воды на полуостров возможны в случае гуманитарной катастрофы. В свою очередь глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба заявил, что в Крыму нет проблем с водой для населения, а вододефицит испытывают военные базы и промышленные предприятия региона. В этих двух заявлениях отражаются позиции умеренной и радикально русофобской части украинского политикума.
К слову, отсутствие оттока воды на полуостров приводит в Херсонской области к явлениям, противоположным крымским. Уровень грунтовых вод поднялся. В южных районах стали более частыми подтопления и наводнения в периоды дождей.
Очевидно, что решение о возобновлении поставок воды по каналу лежит в плоскости политической. Однако и технически после более пяти лет бездействия канал пришёл в запустение и требует вложения огромных средств в ремонт и модернизацию.
В политическом же плане сложно что-либо прогнозировать. У нынешних украинских властей явно не хватает политической воли, чтобы противостоять требованиям русофобов-националистов. Хотя при плачевном положении финансов плата за воду была бы для страны неплохим подспорьем.
Многое, как представляется, будет зависеть от исхода выборов в США. Если президентом останется Дональд Трамп – то позиции американских кураторов украинских русофобов будут ослаблены, что создаст предпосылки для подвижек в вопросе воды для Крыма. Если же победит ставленник американских демократов – о канале можно будет забыть на годы.
Крым же пока продолжает засыхать.